×
Меню сайта

Фабрикова Татьяна Валерьевна учитель русского языка и литературы

Сайт "Словосочетание"   https://sites.google.com/site/fabrikovatvslovosocetanie/home

Сайт "Предложение" https://sites.google.com/site/fabrikovatvpredlozenie/

Методическая тема " Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом"

Тексты и задания

Задания для 6 класса

Прочитай тексты и выполни задания 1—8 

 

Интернет — библиотека 21-го века

Сегодня трудно себе представить, что всего два десятилетия назад, для того чтобы найти ответ на интересующий тебя вопрос, нужно было отправиться в библиотеку и провести там довольно продолжительное время. Современным школьникам достаточно нажать несколько кнопок, чтобы ответ на нужный вопрос предстал перед глазами.

Можно сказать, что чтение ещё совсем недавно было «последовательным». Чтобы что-то узнать, брали книгу, читали и, если обнаруживали, что той информации, которую искали, недостаточно, брали другую, потом третью и т. д. Чтение в Интернете становится «параллельным»: мы можем одновременно обращаться к разным источникам информации. Такую возможность дают гиперссылки 1. Гиперссылки позволяют перепроверять, дополнять, уточнять, сравнивать информацию по теме в разных источниках.

Информация, воспринимаемая с экрана, не статична, а динамична. В одной и той же части экрана одна информация может заменять другую — без участия читателя или в связи с его личным желанием.

Информация в Интернете часто сопровождается анимацией, мультипликацией, нередко напоминающей весёлые комиксы, которые хорошо запоминаются.

Что даёт читателю Интернет

Интернет предоставляет каждому читателю максимальную свободу в выборе информации. В любую минуту читателю доступно содержание практически любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки.

Чтение в Интернете формирует особые читательские навыки. Нужно уметь «отделить зёрна от плевел», выбрать из моря информационных текстов те, которые дают наиболее точную и развёрнутую информацию.

Интернет требует скорости восприятия информации. Благодаря этому человек учится воспринимать в течение короткого времени большие объёмы информации.

Чтение в Интернете даёт возможность более осознанно читать литературные произведения. Вы можете запросить информацию, скажем, из исторических справочников, словарей, и многие не совсем понятные слова и описания сразу приобретут свои первоначальные смыслы, станут ясными и будут помогать пониманию дальнейших поворотов сюжета.

 

Чтение в Интернете и чтение книги

Чтение разных источников в Интернете даёт возможность сравнивать различные подходы к пониманию событий, образов и символов. Оно имеет большое познавательное значение, но не может заменить чтения книги — неторопливого мысленного диалога с талантливым другом. Медленное вдумчивое чтение книги требует подчас интеллектуального напряжения, позволяет возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать, сопереживать её героям, создавать яркие эмоциональные образы.

С распространением Интернета книга не уйдёт и её чтение также. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что именно будут читать, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру явления можно будет воспринимать с помощью различных медиа-ресурсов.

1. Почему текст назван «Интернет — библиотека 21-го века»? Приведи объяснение.

Объяснение:

2.В тексте тебе встретились выражения «последовательное» и «параллельное» чтение. Как ты их понимаешь?

Ответ:

3. Чем отличается  чтение в Интернете от чтения обычной книги? Выпиши из текстов слова, описывающие читательские навыки, необходимые для чтения в Интернете и для чтения обычных художественных книг. Приведи по два таких описания.

Чтение в Интернете

1).

2).

Чтение обычной художественной книги

1).

2).

4. Что такое гиперссылка? Запиши определение этого понятия.

5. Что часто используется в Интернете для запоминания информации? Дай два ответа, содержащиеся в текстах.  

1)

2)

6. Познакомься с точкой зрения шестиклассника Марата Дагарова:

«А я не пользуюсь Интернетом. У нас дома большая библиотека. Я могу в любой момент взять понравившуюся мне книгу».

Какие новые читательские возможности появились бы у Марата, если бы он стал пользователем Интернета? Используя информацию из текста, приведи два примера новых читательских возможностей.

1)

2)

7. В одном из обсуждений прозвучало следующее мнение о чтении в Интернете: «Интернет требует быстрого восприятия целого ряда коротких сообщений, поверхностного чтения. Это не способствует умению сконцентрироваться, напротив — рассеивает внимание, приучая ухватить то, что только кажется сутью. Информация «устаревает», текст забывается, как только прочитан.

Чтение носит механический характер. Компетентное чтение заменяется потреблением забавного и прикольного. Падает общий культурный уровень людей».

Большинство присутствующих это мнение НЕ поддержали. Запиши один из аргументов, который они могли бы привести, защищая свою точку зрения.

8. В текстах говорится о том, что «Интернет предоставляет каждому читателю максимальную свободу в выборе информации». Какие положительные и отрицательные последствия возникают в связи с этим? Приведи по одному возможному последствию.

Положительное последствие:

Отрицательное последствие:

Задания для 5 класса

I.

Задание 1. Скажите, о чем, судя по заглавию, может идти речь в данном тексте; просмотрите текст, данный ниже, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

 

Дальневосточные колибри

 

_____________ ___________________________________________

 

Задание 2. Прочитайте первые предложения каждого абзаца, не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста. ____________________________________________

 

 

Королек — самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.

За эту особенность в наряде люди и прозвали пташку корольком. В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царем того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:

— А я выше!

Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царем птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.

Удивительно, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять–шесть граммов весом, переносит суровые холода. Она даже поет при сорокаградусном морозе. Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны. С акробатической ловкостью эти крошки принимают самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячутся среди хвои. Иной раз, перепархивая, они останавливаются в воздухе и, быстро трепеща крылышками, высматривают себе добычу.

Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королек уничтожает до четырех миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке — от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.

Королек очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.

 

Задание 3. Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.

 

 

Задание 5. Разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку), сделав соответствующие отметки в тексте.

II.

Задание 1. Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова и предложения. Сформулируйте основную мысль текста.

 

Чёрные птахи помнят конкретных сородичей, по меньшей мере, в течение трёх лет. При этом они запоминают и характер сложившихся отношений (дружеские или враждебные). К такому выводу пришли исследователи после длительного наблюдения за группой воронов.

Зоологи из университета Вены установили, что даже после долгой разлуки со знакомым вороном другой ворон способен узнать его по голосу и ответить сообразно близости ранее сложившихся отношений. Отклик на вызов друга звучит у воронов иначе, нежели в случае появления враждебного сородича либо незнакомого пернатого.

В ответ на призыв ранее известной особи ворон увеличивает число своих криков, при этом в адрес врага (ворона, с которым когда-то был отрицательный опыт взаимодействия) следуют крики более грубые и низкие по тональности.

Это своего рода предупреждение — похожие звуки, только ещё более низкие, птица посылает ив адрес незнакомца. Данный эффект ранее обнаруживался у других видов животных. Низкий тембр голоса создаёт иллюзию более крупного тела, делает его обладателя более грозным.

Ранее биологи выявили у млекопитающих умение менять характер своих призывов в зависимости от социальных связей с тем или иным слушателем. Теперь такая дифференциация голосов по отношениям, в том числе давним, обнаружена и у воронов.

 

Основная мысль текста                                                                              

 

 

Задание 2. Какая из фраз отражает основную мысль текста?

  1. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
  2. Ворон каркает — к несчастью, ворона — к ненастью.
  3. Криком ворон пугают, а не дела решают.

Задание 3.Пользуясь текстом, отметьте верные утверждения в соответствующей графе.

 

Предложения

Верно

Неверно

Нет информации

Вороны помнят своих сородичей в течение трех лет

 

 

 

Вороны издают одинаковые звуки

 

 

 

 

При встрече с врагом, ворона издает высокие мягкие звуки

 

 

 

Своих детенышей вороны приветствуют долгим продолжительным криком

 

 

 

 

Задание 4. Подчеркните в тексте информацию, которая показалась вам

- необычной,

- интересной,                                                    

- полезной.

 

Задание 5.Отметьте фразу, которая охарактеризует ваше поведение:

Услышав крик ворон, я испугаюсь и подумаю о нападении птиц на меня.

Услышав крик ворон, я брошусь в укрытие.

Услышав крик ворон, я спокойно буду наблюдать за их общением.

 

Диагностика читательской компетенции

Тест №1. Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1,В2, С1 – С3

  

   Когда заходит разговор о сумчатых животных, все сразу же вспоминают австралийскую кенгуру. А между тем Австралия и остров Тасмания – родина целого ряда сумчатых животных, одно из которых – дьявол сумчатый тасманийский. Это самый крупный из современных сумчатых хищников.

   Дьявол – плотное и приземистое животное размером с небольшую собаку, однако тяжёлым  телосложением и тёмной окраской больше напоминающее миниатюрного медведя. Длина его тела 50-80 см, хвост – 23-30 см. Размеры тела зависят от возраста, места обитания и питания. Самец весит до 12 кг при высоте в плечах до 30 см. Голова у дьявола крупная, с притуплённой мордой. Уши небольшие, розовые. Шерсть короткая, чёрного цвета; на груди и под хвостом – белые полулунные пятна. Хвост короткий и толстый, покрытый длинными волосами. У дьявола очень сильные челюсти с острыми, крупными зубами, способными перекусывать и дробить кости. Сила укуса сумчатого дьявола – самая высокая среди животных, по силе укуса превосходит даже льва. Лапы у дьявола сильные, невысокие, с крупными когтями; передние лапы чуть длиннее задних, что не характерно для сумчатых. Обычно сумчатый дьявол медлителен и неуклюж, но в экстренных ситуациях переходит на галоп, развивая скорость до 13 км/ч.

   Активно это животное ночью, днём укрывается в густом кустарнике, в пустых норах, под стволами упавших деревьев, где устраивает гнездо из коры, листьев и травы. Сумчатого дьявола иногда можно встретить днём, когда он принимает солнечные ванны. Дьяволы имеют определённые "владения", которые обходят по ночам в поисках добычи. Их площадь составляет от 8 до 20 км2. Очень прожорливый (его суточная норма пищи равна 15% от веса тела, т.е. около 2 кг), сумчатый дьявол питается мелкими и средними животными и птицами, а также насекомыми, змеями, съедобными корнями и клубнями растений. Имея развитое обоняние, он находит и пожирает мёртвых животных, причём предпочитает уже тухлое и червивое мясо. Как падальщики, сумчатые дьяволы снижают опасность заражения овец мясными мухами, так как убирают падаль, в которой развиваются личинки.

   Тасманийские дьяволы ведут одиночный образ жизни; собираются вместе только при поедании крупной добычи. Трапеза сопровождается громким шумом, слышным на несколько километров. Сумчатый дьявол издаёт разнообразные устрашающие звуки: от монотонного рычания и глухого "покашливания" до жутких пронзительных криков. Сумчатые дьяволы весьма агрессивны, однако привычка широко раскрывать пасть у них является не способом устрашения и агрессии, а, скорее, признаком неуверенности. Они очень чистоплотны, без конца вылизывают себя и приглаживают, обожают купаться и греться на солнце. Сумка у самки состоит из подковообразной складки кожи на брюхе. Во второй половине сентября можно уже видеть маленькое тельце или хвост, торчащие из сумки, и самка начинает готовить гнездо. При рождении вес тела детёныша составляет четверть грамма. Развиваются молодые сумчатые дьяволы довольно быстро: к 90-му дню они полностью покрываются шерстью, и у них открываются глаза. К этому времени детёныши достигают веса 200 г и покидают сумку, но мать кормит их до полугода. Детёныши хорошо лазают по деревьям. Взрослые лазают хуже, но всё же они могут карабкаться по наклонным стволам и легко удерживаются на ветвях. Дьяволы хорошо плавают, легко переплывают реки.

   Долгое время считалось, что приручить дьявола невозможно. Действительно, когда его ловят, он отчаянно защищается, кусается. Помещённый в клетку, поначалу старается убежать: бывали случаи, когда дьяволы выворачивали зубами прутья решетки. Однако доброе отношение ценят все. Выращенные в неволе, дьяволы становятся совершенно ручными, резвыми и привязчивыми. Даже взрослые пойманные звери становятся вскоре настолько ручными, что их можно гладить.

   В настоящее время сумчатый дьявол водится только на острове Тасмания. Европейские поселенцы безжалостно истребляли сумчатых дьяволов, поскольку те разоряли курятники. В результате по мере освоения острова сумчатый дьявол отступал всё дальше в неосвоенные лесные и горные районы Тасмании, и его численность неуклонно сокращалась, пока в 1941 году охота на него не была официально запрещена. Сейчас тасманийские дьяволы обычны в центральных, северных и западных частях острова на территориях, отведённых под овечьи пастбища, а также в национальных парках Тасмании.

Выполняя задания А1-А2, обведи номер правильного ответа, а затем запиши его в бланк тестирования. При выполнении заданий В1 и В2 сначала запиши ответ в указанном месте теста, а затем в бланке тестирования.

 

А1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) где сейчас можно встретить сумчатого дьявола

2) как можно приручить тасманийского дьявола

3) каковы облик и образ жизни сумчатого дьявола

4) почему поселенцы истребляют сумчатого дьявола

 

А2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) тасманийский дьявол – очень интересное, необычное животное

2) тасманийский дьявол – самый крупный из всех современных хищников

3) обычно медленно передвигающийся, дьявол может переходить на галоп

4) охота на сумчатого дьявола была запрещена только в 1941 году

 

А3. Теперь ты знаешь, что

1) хвост сумчатого дьявола покрыт короткой шерстью

2) тасманийский дьявол очень боится воды

3) белые пятна на груди дьявола имеют форму месяца

4) дьяволы ведут групповой образ жизни

 

А4. Прочитав текст, ты узнал, что

1) по физической силе дьявол превосходит даже льва

2) все дьяволы очень хорошо лазают по деревьям

3) дьявола можно увидеть только в ночное время

4) к 3-м месяцам детёныши дьявола обрастают шерстью

 

А5. После чтения текста стало понятно, что дьяволы

1) сооружают гнёзда из травы и листьев на ветках деревьев

2) отличаются от других сумчатых животных строением лап

3) водятся на всех материках и островах нашей планеты

4) держат детёнышей в сумке, находящейся у них на спине

 

А6. Какие из утверждений  соответствуют содержанию текста? Обведи кружочком соответствующие буквы.

Сумчатого дьявола считают очень прожорливым, потому что

А) площадь "владений", которые дьявол обходит в поисках добычи, составляет от 8 до 20 км2

Б) он питается самой разнообразной пищей и за сутки способен потребить почти 2 кг пищи

Укажи верный ответ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба утверждения верны

4) оба утверждения неверны

 

А7. Если ты захочешь узнать побольше о сумчатых дьяволах, их повадках, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?

1) Советы юному натуралисту

2) Ребятам о зверятах

3) Энциклопедия животного мира

4) Животный мир степей

 

В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.

А. Образ жизни и размножения дьяволов.

Б. Возможности приручения дьяволов.

В. Внешний вид и особенности сумчатого дьявола.

Г. Места обитания сумчатого дьявола.

Д. Дьявол – одно из сумчатых животных.

Е. Особенности питания сумчатого дьявола.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

Слова

Толкование слов

1) падальщик

А) охотник, опускающийся на свою добычу резким движением вниз

2) трапеза

Б) приём пищи, еда

 

В) тот, кто питается падалью – трупами птиц и животных

 

Г) специальная приставная лестница

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

 

 

Ответы на задания С1, С2 и С3 запиши на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 и т.д.)

 

С1. В тексте есть сведения о сумчатом дьяволе. Заполни, пользуясь ими, без пропусков табличку, внося в неё необходимые заголовки или сведения.

 

Длина тела

 

Высота в плечах

 

Вес новорождённого детёныша

До 12 кг

 

23-30 см

 

13км/ч

 

 

С2. Как ты думаешь, почему европейские поселенцы в Тасмании дали этому животному название "дьявол"? Приведи две причины.

С3. Как ты думаешь, есть ли от сумчатого дьявола какая-либо польза для человека? Почему?

 

План проверочной работы

Тест №1. Вариант 1

вар.

задания

Контролируемое предметное умение или метапредметное умение

Кол-во баллов

Уровень сложности

(Б/П)

1

А1

Определение основной и второстепенной информации (умение определять основную тему текста)

1

Б

1

А2

Определение познавательной цели(умение определять главную мысль и цель текста)

1

Б

1

А3

Извлечение необходимой информации из текста (умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию)

1

Б

1

А4

Извлечение необходимой информации из текста (умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию)

1

Б

1

А5

Поиск и выделение необходимой информации (умение на основе прочитанного делать несложный вывод)

1

Б

1

А6

Установление причинно-следственных связей

2

Б

1

А7

Свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля (умение определять тип книги, из которой взят текст)

1

Б

1

В1

Синтез как составление целого из частей (умение восстановить последовательность пунктов плана к тексту)

1

Б

1

В2

Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (умение объяснять значение встретившихся в тексте слов)

2

П

1

С1

Анализ объектов с целью выделения признаков; структурирование знаний (умение обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию)

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

2

П

1

С2

Установление причинно-следственных связей, умение обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию

2

П

1

С3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (умение сформулировать личное мнение и аргументировать его)

2

П

 

Ответы и критерии оценивания

Номер задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

В1

В2

Ответ

3

1

3

4

2

2

3

ДВЕАБГ

ВБ

 

 

Часть С

С1

Элементы содержания верного ответа

В верхней части таблицы в клетки с пропусками вставлены соответственно:

1) вес(максимальный вес)

3) длина хвоста

5) максимальная (предельная) скорость

В нижней части таблицы в клетки с пропусками вставлены соответственно:

2) 50-80 см

4) 30 см

6) четверть грамма

Указания к оцениванию

Баллы

Верно заполнены все пустые клеточки таблицы

2

Таблица заполнена полностью, но имеется 1 ошибка в заголовке или конкретных данных

ИЛИ

Заполнены не менее 3 позиций (без ошибок) из 6 предложенных

1

Ответ содержит большее количество ошибок или незаполненных ячеек

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

 

С2.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающего его смысл)

1) жуткие пронзительные крики, издаваемые животным

2) чёрный цвет шерсти

3) ночной активный образ жизни

4) его агрессивность

5) сильнейшие челюсти, способные дробить кости

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 2 элемента верного ответа

2

Приведён только один элемент верного ответа

1

Ответ не содержит верных элементов

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

 

С3.

Указания к оцениванию ответа

Баллы

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст

2

Подтверждение личного мнения дано отдельными словами

1

Отсутствует подтверждение личного мнения

ИЛИ

Ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Материал взят из книги О.В. Долговой "Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение (диагностика читательской компетенции). 5 класс: учебное пособие.