Быстроумова Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Методическая тема "Использование технологии продуктивного чтения в начальной школе"
Актуальность применения технологии продуктивного чтения.
Анализируя диагностическую работу первоклассников, наблюдая за выполнением разных видов заданий на уроках и во время внеурочной деятельности можно отметить ряд проблем.
Одна из наиболее острых – формирование навыка чтения. А эта проблема тянет за собой и многие другие:
- ученики не понимают смысла прочитанного текста (таблицы, схемы)
- ученики не умеют, прочитывая задание или текст арифметической задачи, выделять главное, а значит, не могут выполнить действие по моделированию заданной ситуации и выполнить решение задачи;
- не умеют высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, делать предположения по прочитанному тексту;
- слабо работают с различными видами схем, таблиц, моделей;
- у учеников плохо развита устная речь, мал словарный запас, они не умеют слушать друг друга, принимать точку зрения одноклассника, высказывать свое мнение;
- не осознают учебную задачу урока, а значит, не следуют ей до конца выполнения.
Я считаю, что чтение – это важнейший навык, он больше всего влияет на успеваемость и успешность в обучении. Технология продуктивного чтения направлена на формирование умения не только прочесть, но и понять, а затем использовать извлеченную информацию. Поэтому применение данной технологии начиная с 1 класса поможет решить важнейшую проблему формирования правильной читательской деятельности.
Особенности каждого этапа работы над текстом на уроке литературного чтения.
I. Работа с текстом до чтения.
1. Дети читают фамилию автора и название произведения, затем рассматривают предшествующую тексту иллюстрацию и читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению. На основании всего этого они высказывают предположения о содержании, героях, событиях произведения, которое им предстоит прочитать.
Например, при работе над рассказом К. Ушинского «Косточка» дети высказали такое предположение: «Будем читать рассказ о фруктах, в которых встречаются косточки», «Наверное, это рассказ о собаке, которая грызла косточку» и др.
После этого можно обратиться к шрифтовым выделениям в тексте, рассмотреть другие иллюстрации, если они есть, обратить внимание на структуру текста (сколько в нём частей, глав; сколько строф в стихотворении) и уточнить первоначальные предположения.
Необходима также словарная работа. Без внимательной работы над словом не происходит понимания текста. Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами – образами.
1. ) Работа с незнакомыми словами.
Не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. Такие слова могут выделять и сами дети, а также с помощью учителя. Например, слова «горница», «застава», «корабельщики», «лапоть», «отнорочек» и др.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения выделять непонятные слова.
2.) Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Особенно это важно при работе с текстовыми задачами на уроке математики.
3.) Работа со словами-образами.
Важно научить детей работать с различными художественными средствами, используемыми автором произведения, например, приемом сравнения.
2. Учитель формулирует цель чтения: прочитаем, проверим свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста (самостоятельное чтение детьми про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
Использую как прослушивание текста, прочитанного учителем, а также самостоятельное чтение детей про себя. Это зависит от типа текста и его объема. Например, рассказ Веры Осеевой «Кто его наказал?» читают дети, а отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» – учитель.
2. Выявление первичного восприятия (вопросы, которые возвращают детей к высказанным ранее предположениям и выявляют их эмоциональную реакцию на прочитанное).
3. Перечитывание текста (дети читают вслух) с элементами анализа.
Перечитывание текста идёт по смысловым частям, а также использует элементы диалога с автором («медленное чтение»).
Таким образом прочитывается каждая смысловая часть и к ней ставится обобщающий вопрос.
Важно не подменять перечитывание беседой, во время которой детям задаётся большое количество вопросов по содержанию. В первую очередь вопросы учителя должны:
– усиливать эмоциональное воздействие текста;
– углублять понимание прочитанного;
– обращать внимание первоклассников на некоторые особенности языка, авторского стиля.
4. Работа над выразительностью чтения, наблюдение над построением текста, размышления о герое и его характере. Например, при работе над стихотворением Я.Акима «Мама» особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает сын к своей маме и умение передать личные переживания при чтении стихотворения.
III. Работа с текстом после чтения.
1. Обобщающая беседа, содержащая смысловые вопросы по всему тексту, в том числе проблемные.
Два-три (не более) смысловых вопроса должны помочь детям:
– выявить главное в прочитанном;
– установить связь между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чём-либо. Например, при работе над рассказом К.Ушинского «Играющие собаки» особое внимание было уделено на формирование отношений между детьми.
2. Короткий рассказ учителя о писателе (один-два ярких эпизода из биографии писателя, истории создания произведения).
3. Возвращение к заглавию, его осмысление.
4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением, представлением и пр.). Например, при работе на рассказом Веры Осеевой «Печенье», ребята подбирали предложения для подписи иллюстрации, объясняли настроение героев рассказа.
5. Итоговое задание (в том числе творческого характера).
Уже в 1-м классе оно может быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление.
ожет быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление.
Алгоритм действий по работе над задачей в 1 классе с использованием технологии продуктивного чтения
1. Чтение текста «про себя» детьми. Выделение карандашом основной информации. Это все числа, описанные в задаче, слова, поясняющие эти числа и главный вопрос задачи.
2. Обсуждение найденной информации. Выделение слов-помощников краткой записи.
Например, на одном из уроков математики была предложена для решения задача: В вазе было 7 тюльпанов. Завяли 4 тюльпана. Сколько тюльпанов осталось в вазе?
Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников: в вазе, было, завяли, осталось, тюльпаны.
3. Педагог организовывает беседу с детьми, побуждая их к анализу и оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.)
После обсуждения текста на доске остались слова: было, завяли, осталось, тюльпаны и числовые данные.
4. Педагог вместе с детьми отбирает из того, что написано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.
Было -7 т.
Завяли -4 т.
Осталось – ? т.
5. В случае необходимости, если в классе есть хотя бы один ученик, который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи, педагог организует деятельность детей по созданию наглядно –схематической модели к задаче.
Это может быть как схема, так и схематический рисунок, а так же сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают понятную для них наглядную опору.
6. Запись решения задачи, выбор действий в диалоге всех детей.
7. Запись ответа задачи по ее вопросу.
При такой работе происходит развитие коммуникативных умений (понимать собеседника), интеллектуальных (извлекать информацию), оценочных ( в случае если анализ текста порождает оценочные суждения), организационные умения ( работать по плану).