Меню сайта

Быстроумова Ольга Викторовна, учитель начальных классов

Методическая тема "Использование технологии продуктивного чтения в начальной школе"

Актуальность применения технологии продуктивного чтения.

Анализируя диагностическую работу первоклассников, наблюдая за выполнением разных видов  заданий на уроках и во время внеурочной деятельности можно отметить ряд проблем.

Одна из наиболее острых – формирование навыка чтения. А эта проблема тянет за собой и многие другие:

- ученики не понимают смысла прочитанного текста (таблицы, схемы)

- ученики не умеют, прочитывая задание или текст арифметической задачи, выделять главное, а значит,  не могут выполнить действие по моделированию заданной ситуации и выполнить решение задачи;

- не умеют высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, делать предположения по прочитанному тексту;

- слабо работают с различными видами схем, таблиц, моделей;

- у учеников плохо развита устная речь, мал словарный запас, они не умеют слушать друг друга, принимать точку зрения одноклассника, высказывать свое мнение;

- не осознают учебную задачу урока, а значит,  не следуют ей до конца выполнения.

Я считаю, что чтение – это важнейший навык, он больше всего влияет на успеваемость и успешность в обучении. Технология продуктивного чтения направлена на формирование умения не только прочесть, но и понять, а затем использовать извлеченную информацию.  Поэтому применение данной технологии начиная с 1 класса поможет решить важнейшую проблему формирования правильной читательской деятельности.

 

Особенности каждого этапа работы над текстом на уроке литературного чтения.

I. Работа с текстом до чтения.

1. Дети читают фамилию автора и название произведения, затем рассматривают предшествующую тексту иллюстрацию и читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению. На основании всего этого они высказывают предположения о содержании, героях, событиях произведения, которое им предстоит прочитать.

Например, при  работе над рассказом К. Ушинского «Косточка» дети высказали такое предположение: «Будем читать рассказ о фруктах, в которых встречаются косточки», «Наверное, это рассказ о собаке, которая грызла косточку» и др.

После этого можно обратиться к шрифтовым выделениям в тексте, рассмотреть другие иллюстрации, если они есть, обратить внимание на структуру текста (сколько в нём частей, глав; сколько строф в стихотворении) и уточнить первоначальные предположения.

Необходима также словарная работа. Без внимательной работы над словом не происходит понимания текста. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами – образами.

1. ) Работа с незнакомыми словами.

  Не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений.   Такие слова  могут выделять и сами дети, а также с помощью учителя. Например, слова «горница», «застава», «корабельщики», «лапоть», «отнорочек» и др.

  На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать  чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения выделять непонятные слова.

2.) Работа с ключевыми словами.

  Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Особенно это важно при работе с текстовыми задачами на уроке математики.

3.) Работа со словами-образами.

  Важно научить детей работать с различными художественными средствами, используемыми автором произведения, например, приемом сравнения.

2. Учитель формулирует цель чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

 

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста (самостоятельное чтение детьми про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

Использую как прослушивание текста, прочитанного учителем, а также самостоятельное чтение детей про себя. Это зависит от типа текста и его объема. Например, рассказ Веры Осеевой  «Кто его наказал?» читают дети,  а отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» – учитель.

2. Выявление первичного восприятия (вопросы, которые возвращают детей к высказанным ранее предположениям и выявляют их эмоциональную реакцию на прочитанное).

3. Перечитывание текста (дети читают вслух) с элементами анализа.

Перечитывание текста идёт по смысловым частям, а также использует элементы диалога с автором («медленное чтение»).

Таким образом прочитывается каждая смысловая часть и к ней ставится обобщающий вопрос.

Важно не подменять перечитывание беседой, во время которой детям задаётся большое количество вопросов по содержанию. В первую очередь вопросы учителя должны:

– усиливать эмоциональное воздействие текста;

– углублять понимание прочитанного;

– обращать внимание первоклассников на некоторые особенности языка, авторского стиля.

4. Работа над выразительностью чтения, наблюдение над построением текста, размышления о герое и его характере. Например, при работе над стихотворением Я.Акима «Мама» особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает сын к своей маме и умение передать личные переживания при чтении стихотворения.

 

III. Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, содержащая смысловые вопросы по всему тексту, в том числе проблемные.

Два-три (не более) смысловых вопроса должны помочь детям:

– выявить главное в прочитанном;

– установить связь между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чём-либо. Например, при работе над рассказом К.Ушинского «Играющие собаки» особое внимание было уделено на формирование отношений между детьми.

2. Короткий рассказ учителя о писателе (один-два ярких эпизода из биографии писателя, истории создания произведения).

3. Возвращение к заглавию, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением, представлением и пр.). Например, при работе на рассказом Веры Осеевой «Печенье», ребята подбирали предложения для подписи иллюстрации, объясняли настроение героев рассказа.

5. Итоговое задание (в том числе творческого характера).

Уже в 1-м классе оно может быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление.

ожет быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление.

 

 

Алгоритм действий по работе над задачей в 1 классе с использованием технологии продуктивного чтения

1. Чтение текста «про себя» детьми. Выделение карандашом основной информации.  Это все числа, описанные в задаче, слова, поясняющие эти числа и главный вопрос задачи.

2.  Обсуждение найденной информации. Выделение слов-помощников краткой записи.

Например, на одном из уроков математики была предложена для решения задача:  В вазе было 7 тюльпанов. Завяли 4 тюльпана. Сколько тюльпанов осталось в вазе?

Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников:  в вазе, было, завяли, осталось, тюльпаны.     

3. Педагог организовывает беседу с детьми, побуждая их к анализу и оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.)

После обсуждения текста на доске остались слова: было, завяли, осталось, тюльпаны и числовые данные.     

4. Педагог вместе с детьми отбирает из того, что написано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.

 Было -7 т.

Завяли -4 т.

Осталось – ? т.

5. В случае необходимости, если в классе есть хотя бы один ученик, который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи, педагог организует деятельность детей по созданию наглядно –схематической модели к задаче.

Это может быть как схема, так и схематический рисунок, а так же сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают понятную  для них наглядную опору.

6. Запись решения задачи,  выбор действий в диалоге всех детей.

7. Запись ответа задачи по ее вопросу.

При такой работе происходит развитие коммуникативных умений (понимать собеседника), интеллектуальных (извлекать информацию), оценочных ( в случае если анализ текста порождает оценочные суждения), организационные умения ( работать по плану).