Ахапкина Елена Александровна учитель географии и биологии
Методическая тема: "Технология проблемного диалога как средство формирования УУД"
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые результаты обучения и воспитания, которых можно достигнуть только при использовании «современных технологий». Одной из таких технологий является технология проблемного диалога.
Выбор моей методической темы был обусловлен двумя причинами: ФГОС и результатами наблюдений за учащимися, в ходе которых было выявлено, что у школьников снижается познавательный интерес к предмету, а как следствие и качество знаний. Среди всех педагогических технологий, по моему мнению, наиболее подходящей для решения этой проблемы является технология проблемного диалога. Именно эта технология обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Она позволяет сформировать у обучающихся следующие УУД: Познавательные: с помощью побуждающего диалога развивает умение осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логическое умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Регулятивные: метод постановки проблемы развивает целеполагание. Метод поиска решения проблемы учит планированию и контролю своей учебной деятельности.
Коммуникативные: с помощью проблемного диалога вырабатывается умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей.
Проблемный диалог способствует творческому усвоению знаний учащимися путем специально организованного учителем диалога. Любой урок с применением данной технологии начинается с создания проблемной ситуации, которая основана на удивлении, затруднении или противоречии знакомого и незнакомого материала. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций на различных уроках.
Проблемная ситуация «с удивлением» при изучении темы «Вегетативное размножение растений и использование их человеком» по биологии в 6 классе. На экран выведена фотография, на которой изображена яблоня с разными по размеру, форме и окраске плодами. Перед учащимися ставлю вопрос: Может ли быть такое растение в природе? Мнения детей расходятся, в результате возникает диалог, который заставляет объяснить свое мнение на основе ранее полученных знаний или вызывает затруднение, которое можно преодолеть, изучив новый материал.
Проблемная ситуация « столкновение» противоречий знакомого материала и нового была использована на уроке биологии в 6 классе по теме «Дыхание растений и обмен веществ» в ходе, которой предъявляются следующие факты:
- Из темы прошлого урока мы узнали, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, который необходим для дыхания живым организмам. Это же доказал и опыт Пристли согласно которому мышонок, находившийся под колпаком с растением остался жив, так как растение выделяло кислород, а под вторым, где не было растения – погиб. Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь как можно больше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
«Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите, мышонок в сосуде с веткой мяты, жив…. – говорит ученый.
– Нет, нет он задыхается…. и умирает, – раздались голоса наблюдающих.»
Можете вы объяснить результат этого опыта?
Почему у дамы разболелась голова и погиб мышонок? (Дети выдвигают гипотезы)
Использование проблемных ситуаций, создает осознанное затруднение у учащихся, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет учеников мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию познавательного интереса.
После создания проблемной ситуации и постановки проблемы идет поиск пути ее решения, который организуется в виде диалога учителя с учениками. Различают два типа диалога: побуждающий и подводящий. На различных уроках я использую разные виды проблемного диалога, это зависит от класса и создавшейся ситуации. Подводящий диалог включает в себя систему вопросов и заданий, которые пошагово ведут учащихся к правильному ответу. Такой вид диалога использую как на отдельном этапе урока, так и при работе с детьми с низкой обучаемостью.
Побуждающий диалог помогает осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Он позволяет ученикам выполнять творческие действия, формирует творческие способности. При этом использую различные формы заданий: работа с текстом, с видеофрагментами, с рисунками, постановку опыта, проведение лабораторных и практических работ.
Приведу пример пути решения проблемы с урока биологии 6 класс по теме: Дыхание растений и обмен веществ»
- Многие живые организмы имеют специальные органы дыхания, например, рыбы дышат с помощью жабр, лягушка с помощью кожи и легких, человек тоже с помощью легких.
А как дышат растения? Есть ли у растений органы дыхания?
( дети выдвигают гипотезы)
При организации этапа «открытия» новых знаний, использую подводящий диалог, предлагая детям ряд заданий:
Задание 1. Рассмотрите рисунок и объясните результат эксперимента. Какой вывод можно сделать на основе этого эксперимента?
Корни растений дышат
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
На стебле растений имеются чечевички – это образования, в которых находятся мелкие отверстия, прикрытые рыхлой тканью. По форме они очень разнообразны: обычно они представлены в виде мелких округлых бугорков, или штрихов, но могут быть и ромбическими. Основными функциями являются газообмен (дыхание) между внутренними живыми тканями стебля и окружающей средой, а также выведение лишней влаги.
Что вы узнали из текста? Какой вывод мы можем сделать?
Стебель растения дышит с помощью чечевичек.
Задание 3. Просмотрите видеофрагмент «Дыхание листа».
Что вы узнали из видеофрагмента? (Ответы учеников)
Какой вывод мы сделаем?
Дыхание происходит в устьицах и межклетниках
Есть специальные органы дыхания у растений?
Таким образом, ученики, выполнив задания, приходят к выводу о том, что все органы растения дышат, но главными органами дыхания являются листья.
В конце урока обязательно возвращаемся к вопросам, поставленным вначале и на основе изученного материала, дети аргументируют правильность или неправильность выдвинутых ими гипотез и отвечают на вопросы.
Технологию проблемного диалога использую не только при проведении уроков, но и внеурочных занятий, при работе над проектами.
Приведу пример внеурочного занятия по теме: «Химия в нашей жизни» как и урок внеурочное занятие начинается с создания проблемной ситуации:
- При проведении социологического опроса родителей и работников нашей школы по использованию продукции химической промышленности, был выяснен интересный факт, оказывается, не вся химическая продукция используется по прямому назначению. Это касается лекарственных препаратов, оказывается, их используют не только в лечебных целях, но и применяют, например, при консервировании овощей. Так один из работников нашей школы использует аспирин или ацетилсалициловую кислоту при консервировании огурцов.
- Как вы думаете можно использовать аспирин при консервировании? (гипотезы детей)
Гипотезы детей расходятся и чтобы ответить на этот вопрос, мы проводим мини-исследование по выявлению влияния аспирина на организм при консервировании.
«Открытие» новых знаний происходит в форме практической работы.
Практическая работа:
Оборудование: аспирин, пробирки, фильтр, воронка, стаканы, лакмус, йод, слюна, ватная палочка, вода, накрахмаленный бинт, ступка с пестиком.
Ход работы:
1. Измельчите 2 таблетки аспирина и растворите её в воде (10 – 20 мл.)
2. Отфильтруйте раствор.
3. Разделите полученный раствор в 2 пробирки.
4.В 1 пробирку опустите лакмус. Что вы наблюдаете? Какая среда кислая, нейтральная или щелочная?
5. Приготовьте йодную воду.
6. На накрахмаленный бинт нанесите слюну.
7. Отпустите бинт в полученный раствор аспирина, затем в йодную воду. Что вы наблюдаете?
8. Сделайте вывод, используя наблюдения и приложение (4).
На основе выполненной работы дети делают вывод о влиянии аспирина на организм.
Применение технологии проблемного диалога имеет много преимуществ по сравнению с обычными уроками, так как на таком уроке нет пассивных, все дети думают и высказывают свои мысли, школьники учатся самостоятельно решать проблему, работают с различными источниками информации и учатся ее извлекать. Данная технология подразумевает постоянное общение ученика с учителем и с другими учащимися, требует монологического и диалогического высказывания школьников. Проблема, с которой я столкнулась при работе с данной технологией: слабо развитая речь учащихся, неумение выстраивать логические цепочки рассуждений.