План профориентационной работы школы на 2021-2022 учебный год
Цель
- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- выработать систему взаимодействия основной ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей обучающихся общеобразовательного учреждения, работодателей, и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
- Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- профориентационные опросники;
- профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
- экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
1. Организационно-информационная деятельность |
|||
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов |
Сентябрь – октябрь |
Классные руководители |
|
Разработка плана профориентационной работы с обучающимися. |
Август – сентябрь |
Классные руководители |
|
2. Профориентационные мероприятия с обучающимися |
|||
Выявление выбора предпочтений обучающихся внеурочной деятельности по профессиональной направленности |
сентябрь |
Классные руководители |
|
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях |
в течение года |
Классные руководители, учителя-предметники |
|
Организация и проведение классных часов по профориентации |
в течение года |
Класссные руководители |
|
Организация экскурсий на предприятия |
в течение года |
Администрация школы |
|
Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального образования |
в течение года |
Администрация школы, классные руководители |
|
4. Профориентационная деятельность с родителями |
|||
Привлечение родителей к участию в организации работы с обучающимися по профориентации. |
в течение года |
Администрация, классные руководители |
Примерная тематика классных часов
№ |
1 – 4 классы |
1 |
Мир моих интересов |
2 |
Профессии наших родителей. |
3 |
Путь в профессию начинается в школе. |
4 |
Моя мечта о будущей профессии. |
5 |
Труд на радость себе и людям. |
5 – 8 классы |
|
1 |
Мир профессий. Человек и техника. Заочная экскурсия |
2 |
Мир профессий. Человек на производстве. Заочная экскурсия |
3 |
Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи. |
4 |
Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку |
5 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия на ФАП. |
6 |
Познай самого себя. Беседа. |
7 |
Мотивы выбора профессии. |
8 |
Они учились в нашей школе. |
9 |
Выпускники школы – их профессиии. |
10 |
Профессии с большой перспективой. |