Страница обновлена 04.05.2018

Ахапкина Елена Александровна учитель географии и биологии

Методическая тема: "Технология проблемного диалога как средство формирования УУД"

Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые результаты обучения и воспитания, которых можно достигнуть только при использовании «современных технологий».  Одной из таких технологий является технология проблемного диалога.

Выбор моей методической темы был обусловлен двумя причинами: ФГОС  и   результатами   наблюдений за учащимися, в ходе которых было выявлено, что у школьников  снижается познавательный интерес к предмету, а как следствие и качество знаний. Среди всех педагогических технологий,   по моему мнению,  наиболее подходящей для решения этой проблемы является  технология проблемного диалога.  Именно эта технология   обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний,  развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  Она позволяет   сформировать  у обучающихся следующие  УУД:  Познавательные:  с помощью побуждающего диалога  развивает умение осознавать  противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логическое умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Регулятивные:  метод  постановки проблемы развивает целеполагание.  Метод поиска решения проблемы учит планированию и контролю своей учебной деятельности.

Коммуникативные:  с помощью проблемного диалога вырабатывается умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей.

Проблемный  диалог способствует творческому  усвоению знаний учащимися путем специально организованного учителем диалога. Любой урок с применением данной технологии  начинается с создания проблемной ситуации, которая основана на удивлении, затруднении или противоречии знакомого и незнакомого материала. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.  

Приведу примеры создания проблемных ситуаций на различных уроках.

 Проблемная ситуация «с удивлением»  при изучении темы «Вегетативное размножение растений и использование их человеком» по биологии  в 6 классе. На экран выведена фотография, на которой изображена яблоня с разными по размеру, форме и окраске плодами. Перед учащимися ставлю вопрос: Может ли быть такое растение в природе? Мнения детей расходятся, в результате  возникает  диалог, который заставляет объяснить свое мнение на основе ранее полученных знаний или  вызывает затруднение, которое можно преодолеть, изучив новый материал.

Проблемная ситуация « столкновение» противоречий знакомого материала и нового была использована на уроке биологии в 6 классе по теме «Дыхание растений и обмен веществ» в ходе, которой предъявляются следующие факты:

- Из темы прошлого урока мы узнали, что  растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, который необходим для дыхания живым организмам.  Это же доказал и опыт Пристли согласно которому мышонок,  находившийся под колпаком с растением остался жив, так как растение выделяло кислород, а под вторым, где не было растения – погиб. Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь  как можно больше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

«Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите, мышонок в сосуде с веткой мяты, жив…. – говорит ученый.

– Нет, нет он задыхается…. и умирает, – раздались голоса наблюдающих.»

Можете вы объяснить результат этого опыта?

 Почему у дамы разболелась голова и погиб мышонок?  (Дети выдвигают гипотезы)

  Использование  проблемных ситуаций, создает осознанное затруднение у учащихся, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет учеников мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию познавательного  интереса.

После создания проблемной ситуации и постановки проблемы идет поиск пути ее решения, который организуется в виде диалога учителя с учениками. Различают два типа диалога: побуждающий и подводящий. На различных уроках я использую разные виды проблемного диалога, это зависит от класса и создавшейся ситуации. Подводящий диалог  включает в себя  систему вопросов и заданий, которые пошагово ведут учащихся к правильному ответу. Такой вид диалога использую  как на отдельном этапе урока,  так и при работе с детьми с низкой обучаемостью.

Побуждающий диалог помогает осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Он позволяет ученикам  выполнять творческие действия, формирует творческие способности.  При этом использую различные  формы заданий: работа с текстом, с видеофрагментами, с рисунками, постановку опыта, проведение лабораторных и практических работ.

Приведу пример пути  решения проблемы с урока биологии 6 класс по теме: Дыхание растений и обмен веществ»

- Многие живые организмы имеют  специальные органы дыхания, например, рыбы дышат с помощью жабр, лягушка с помощью кожи и легких, человек тоже с помощью  легких.

А как дышат растения? Есть ли у растений  органы дыхания? 

 ( дети выдвигают гипотезы)

  При организации этапа «открытия» новых знаний, использую подводящий диалог, предлагая детям ряд заданий:

Задание 1.  Рассмотрите рисунок и объясните результат эксперимента. Какой вывод можно сделать на основе этого эксперимента?

 Корни растений дышат

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 На стебле растений имеются чечевички – это образования, в которых находятся мелкие отверстия, прикрытые рыхлой тканью. По форме они очень разнообразны: обычно они представлены в виде мелких округлых бугорков, или штрихов, но могут быть и ромбическими. Основными функциями являются газообмен (дыхание) между внутренними живыми тканями стебля и окружающей средой, а также выведение лишней влаги.

Что вы узнали из текста? Какой вывод мы можем сделать?

Стебель растения дышит с помощью чечевичек.

Задание 3. Просмотрите видеофрагмент «Дыхание листа». 

Что вы узнали из видеофрагмента?  (Ответы учеников)

Какой вывод мы сделаем?

 Дыхание происходит в устьицах  и межклетниках

Есть специальные органы дыхания у растений?

 Таким образом, ученики,  выполнив задания, приходят к выводу о том, что все органы растения дышат, но главными органами дыхания являются  листья.

В конце урока обязательно возвращаемся к вопросам, поставленным вначале и на основе изученного материала, дети  аргументируют правильность или неправильность выдвинутых ими  гипотез и отвечают на вопросы.

Технологию проблемного диалога  использую не только при проведении уроков, но и внеурочных занятий, при работе над проектами.

Приведу пример внеурочного занятия по теме: «Химия в нашей жизни» как и урок внеурочное занятие начинается с создания проблемной ситуации:

- При проведении  социологического  опроса  родителей и работников нашей школы по использованию продукции химической промышленности,  был выяснен интересный факт, оказывается,  не вся химическая продукция используется по прямому назначению. Это касается лекарственных препаратов, оказывается,  их используют не только в лечебных целях,  но и применяют, например, при консервировании овощей. Так один из работников нашей школы использует аспирин или ацетилсалициловую кислоту при  консервировании огурцов.

- Как вы думаете можно использовать аспирин при  консервировании? (гипотезы детей)

Гипотезы детей расходятся и  чтобы ответить на этот вопрос, мы проводим  мини-исследование по выявлению влияния аспирина на организм при консервировании.

«Открытие» новых знаний происходит в форме практической работы.

Практическая работа:

Оборудование:  аспирин, пробирки, фильтр, воронка, стаканы, лакмус, йод, слюна, ватная палочка, вода, накрахмаленный бинт, ступка с пестиком.

Ход работы:

1. Измельчите 2 таблетки  аспирина и растворите её в воде (10 – 20 мл.)
2. Отфильтруйте раствор.
3.  Разделите  полученный раствор в 2 пробирки.

4.В 1 пробирку  опустите лакмус. Что вы наблюдаете?  Какая среда кислая, нейтральная или щелочная?

5. Приготовьте йодную воду.
6.  На накрахмаленный бинт нанесите  слюну.

7. Отпустите бинт  в полученный раствор аспирина, затем в йодную воду. Что вы наблюдаете?

8. Сделайте вывод, используя наблюдения и приложение (4).

На основе выполненной работы дети делают вывод о влиянии аспирина на организм.

Применение технологии проблемного диалога имеет много преимуществ по сравнению с обычными уроками, так как на таком уроке нет пассивных, все дети думают и высказывают свои мысли, школьники учатся самостоятельно решать проблему, работают с различными источниками информации и учатся ее извлекать. Данная технология  подразумевает постоянное общение ученика с учителем и с другими учащимися, требует монологического и диалогического высказывания школьников. Проблема, с которой я столкнулась при работе с данной технологией: слабо развитая речь учащихся,  неумение выстраивать логические цепочки рассуждений.